г.Москва---------------- (495)720-65-66openfly@openfly.ru
г.Санкт-Петербург---- (812)305-25-74info@ptmk.ru 
г.Санкт-Петербург---- (812)327-49-73info@pcapital.ru 
г.Барнаул--------------- (3852)35-07-98garnec@garnec.ru

БИТ: Станут ли CIO влиятельней CFO, COO или CMO?

29.04.2021

Как наша жизнь заметно изменилась во время распространения COVID-19, так и приоритеты в бизнесе не остались прежними. Среди тех, чей профессионализм помог компаниям удержаться на плаву, оказались ИТ-директора (CIO) – технологические лидеры. Будет ли определяющей для развития компании деятельность CIO и в дальнейшем? // Комментарий Владимира Тарасенко, коммерческого директора Консист Бизнес Групп.1. По данным исследования, проведенного международной компанией Omdia, «более сорока процентов генеральных директоров считают, что технологический лидер будет решающим драйвером бизнес-стратегии в течение следующих трех–пяти лет». Согласны ли вы с этим прогнозом? Да? Нет? Почему?

2. Как может измениться положение CIO? Какие новые функции у них могут появиться?

3. Где и каким образом CIO смогут обучиться новым компетенциям?

4. Смогут ли CIO выдержать возросшую нагрузку и ответственность или часть их прежних обязанностей возьмут на себя другие службы компаний?

5. Какие опасности подстерегают руководителей компаний, которые не захотят доверять CIO стратегическое деловое партнерство?

На вопросы «БИТа» отвечают эксперты компаний.

Вячеслав Логушев, директор направления ИТ-сервиса и аутсорсинга компании X-Com:
«Вполне могу допустить, что влияние CIO на стратегию организаций качественно возрастет, но определять ее, как и раньше, будут внешние факторы»


1. Частично согласен, но не был бы столь категоричен. Пандемия действительно показала истинное значение CIO для бизнеса, когда они бросали все силы и средства на поддержку рабочих процессов своих организаций, а сейчас помогают пережить последствия кризиса и адаптироваться к новым реалиям. Созданная ими база помогла компаниям выжить, сохранить свое место на рынке и продолжать работать в постоянно меняющихся и всё более сложных условиях. Но не надо забывать, что ИТ должны быть инструментом развития и роста прибавочной стоимости бизнеса, не становясь при этом его самоцелью. Т. е. технологии для бизнеса, а не наоборот. Поэтому вполне могу допустить, что влияние CIO на стратегию организаций качественно возрастет, но определять ее, как и раньше, будут внешние факторы.

2. Роль CIO в компаниях приобретает всё большую значимость вслед за ростом зависимости бизнеса от цифровых технологий. В условиях, когда ИТ-департаменты принимают активное участие в создании коммерческой ценности, CIO начинает рассматриваться в качестве полноценного бизнес-партнера, а не только руководителя структурного подразделения компании.

Одной из его задач становится донесение до владельцев компаний важности цифровых инициатив, имеющих ключевое значение для генерации операционной прибыли и создающих основу для будущих моделей бизнеса.

Кроме того, цифровизация бизнеса породила ряд новых его функций. В частности, крупные компании всё чаще запускают собственные проекты по разработке инноваций, и CIO должен уметь думать как стартапер и действовать как ментор, постоянно поддерживая сотрудников, готовых экспериментировать. Он вынужден продвигать методики динамичной разработки, чтобы ускорить инновации и гарантировать, что новые решения созданы с учетом постоянно возрастающих требований, создать атмосферу стартап-команды, в которой поддержат сотрудников, желающих попробовать что-то новое.

3. Сфера ответственности ИТ-департаментов растет, сегодня они отвечают практически за всё: от перестройки каналов продаж и сервиса до безопасности и развития инфраструктуры. А это чревато перегрузкой и возникновением узких мест. Опытные CIO это понимают и привлекают для решения задач внедрения или адаптации решений технически грамотных сотрудников смежных подразделений. Роль самих ИТ-директоров при этом сводится к наставничеству, организации и контролю работы этих специалистов.

Борис Щербаков, вице-президент и генеральный директор Dell Technologies в России: «CIO должны фокусироваться на результатах организации, а не ИТ-проектах. Их ИТ-команда – необходимая часть для достижения результатов организацией»

1. Конечно, да. Я не думаю, что когда-то было время с такими же возможностями для позиционирования ИТ как катализатора компании для стратегических инноваций. Сегодня CIO должны стать цифровыми навигаторами, которые создают синергию между бизнесом и технологиями. По сути они переводят бизнес-задачи в ИТ-задачи с тем, чтобы подобрать оптимальный инструментарий и разработать стратегии для их выполнения, затем предлагают сценарии трансформации, открывают возможности технологий для бизнес-лидеров.

Тех, кто способен достигать этого, мы называем «Connected CIO». Именно они используют правильный подход и объединяют всю организацию, а не только отдельно взятый ИТ. Внедрение технологий, которые могут отслеживать, измерять и отвечать на ключевые изменения в пользовательском поведении, включая аналитику данных, облачные вычисления и интернет вещей, – критически важно для успеха.

2. Внутри «Connected CIO» прокладывают путь, выращивая новое поколение тестовых архитектур, инструментов и техник для ускорения получения ценности в определенный период времени с помощью данных. Внешне же они будут являться инструментом, объединяющим заказчиков.

При этом прошедший год подтвердил, что организации должны становиться цифровыми, использовать данные в бизнесе и мультиоблачные инфраструктуры во всех отраслях.
Стоит также сказать о личностях «Connected CIO», которые являются лидерами и теми людьми, которые могут преодолевать вызовы, – они являются экспертами в решении бизнес-задач с помощью технологий, применении инноваций для преодоления бесконечных больших вызовов.

Положение CIO может измениться в сторону появления значительного количества необходимых знаний и профессиональных компетенций, необходимых для успешного развития технологий внутри компании и эффективного управления цифровой трансформацией и инновациями. ИТ-директорам необходимо всегда быть в курсе всего.
Для начала необходимо обсуждать с техническими или инженерными группами, какие новейшие технологии они считают прорывными или полезными. Помимо этого, ИТ-директору необходимо проводить исследования, какие новые технологии могут решить существующие бизнес-задачи, поскольку эти задачи могут быть движущими силами быстрого внедрения технологий.

ИТ-директорам действительно необходимо быть гибкими, обладать способностью понимать и применять технологии следующего поколения. Они должны обладать качествами цифровых лидеров и развивать прочные отношения с партнерами и руководителями высшего звена, чтобы не отставать от требований. Выделяются ИТ-директора, умеющие определять цифровые возможности, соответствующие бизнес-приоритетам, и мобилизовать организацию на эти изменения.

Создание культуры, поощряющей инновации, и сотрудничество с командами по поиску талантов для привлечения новой волны рабочей силы поможет их организациям лучше справиться с цифровыми революциями. Для ИТ-директоров критически важно быть на шаг впереди трансформации и иметь возможность разрабатывать новые бизнес-модели, в которых первоочередное внимание уделяется инновациям.

3. На этот вопрос я отвечу так. К сожалению, скорость перемен так высока, что никакие обучающие программы за ними не поспевают. Безусловно, базовое образование и навыки можно получить во многих вузах. Можно научиться моделированию и оптимизации бизнес-процессов, бизнес-информатике и управлению ИТ-инфраструктурой предприятия, но опыт и реальные решения приходят на практике с учетом реально стоящих задач. Поэтому процесс, на мой взгляд, двусторонний.

С одной стороны, даже CIO со стажем никогда не помешает дополнительное образование, стажировка, повышение квалификации в рамках корпоративных программ, тренингов и семинаров или внешних институтов, а недавним выпускникам, с другой стороны, конечно, пойдет на пользу работа с опытными наставниками и командой для практической огранки полученных теоретических знаний. При этом, если мы говорим о концепции «Connected CIO», они должны уметь также переводить с языка технологий на язык бизнеса и производственных процессов, понятный CEO.

Еще одной немаловажной функцией становится взаимодействие офлайн с коллегами, заинтересованными сторонами или поставщиками в отрасли или онлайн через новости отрасли. Крайне важно быть в курсе последних тенденций и иметь практическое представление о некоторых новейших технологиях.

4. Чтобы стать цифровым лидером недостаточно просто внедрить самые последние технологии. Требуются перемены в менталитете, культуре и навыках сотрудников. CIO должны фокусироваться на результатах организации, а не ИТ-проектах. Их ИТ-команда – необходимая часть для достижения результатов организацией. Безусловно, целостная команда и общее понимание задач и способов их достижения – залог выполнения поставленных задач и правильного распределения нагрузки.

5. По предсказаниям Gartner, в этом году 100 % ролей в ИТ будут требовать понимания реалий бизнеса, чтобы эффективно реализовать цифровую бизнес-стратегию. CIO сегодня должны приносить бизнес-результаты, создавать платформы для извлечения ценности из имеющихся данных, обеспечивать безопасность и целостное управление рисками.

«Connected CIO» проводят бизнес-трансформацию как единое целое, а не отдельными проектами. И это важно понимать в реалиях сегодняшнего дня. Те руководители, которые не осознают этого, рискуют попасть в число отстающих, либо вовсе остаться на обочине цифровой трансформации.

Мы проводим исследование на эту тему, которое называется Digital Trans­formation Index и в рамках которого как раз узнаем у респондентов – представителей бизнеса по всему миру, включая Россию, какие сложности и барьеры на пути к цифровой трансформации им приходится преодолевать сегодня, как они оценивают уровень цифровизации своего бизнеса и какие вызовы преодолевают.

Игорь Потоцкий, генеральный директор «ЛАНИТ – Би Пи Эм» (входит в ГК ЛАНИТ): «Если драйвером трансформации выступит CIO, то он и станет технологическим лидером»

1. И да, и нет. Если CIO сможет стать партнером бизнеса с глубоким пониманием специфики и целей бизнеса, то да, CIO станут активными драйверами бизнес-стратегии. Если же ИТ-директора в массе своей сохранят классическое восприятие себя и своей роли как сервисного подразделения в компании – однозначно нет.
Сейчас в большинстве случаев бизнес (в первую очередь, CEO) сам вынужден погружаться в специфику ИТ, особенно с распространением пандемии COVID-19 и переходом на удаленную работу. А ИТ-подразделение часто продолжает выступать как внутренний подрядчик, но не партнер для бизнеса.

2. Если роль CIO в организациях изменится и станет более бизнес-ориентированной, а не только сфокусированной на поддержке и обновлении ИТ-инфраструктуры, если CIO сможет привносить технологические инновации и в тесной работе с бизнесом думать, как инновации могут изменить компанию к лучшему, тогда произойдет цифровая трансформация в ее классическом понимании, когда с помощью ИТ-функции происходят организационные изменения. Если драйвером трансформации выступит CIO, то он и станет технологическим лидером.

3. Мир изменился. Руководитель компании должен хотя бы на базовом уровне разбираться в современных технологиях, так как цифровая трансформация затрагивает все подразделения компании. Если же руководитель не захочет доверять технологическое лидерство CIO, то ему придется глубоко вникать в специфику ИТ. В некоторых случаях технологическим лидером, который драйвит стратегию цифровой трансформации бизнеса, может стать и CEO компании.

Всё зависит от каждой конкретной организации, ее структуры и роли лидера в ней.
CEO или собственник бизнеса в силу разных причин может не пожелать быть глубоко вовлеченным в процесс цифровизации и технологических изменений в компании. В таком случае он, как правило, выбирает доверенное лицо – сотрудника, который будет глубоко погружен в тему ИТ-трендов и особенности ИТ-инфраструктуры в организации. И именно этому лицу предстоит координировать технологическую стратегию бизнеса под началом CEO.

Владимир Тарасенко, коммерческий директор «Консист Бизнес Групп» (входит в ГК ЛАНИТ): «ИТ-зрелость еще растет, время меняться еще есть, но его уже не так много, как было даже год назад»

1. Однозначно роль ИТ-лидера изменится. Это связано не только с расширением функции ИТ как таковой, но и, в большей степени, с трендом превращения компаний в технологических игроков, в которых ИТ-лидер неизбежно более глубоко погружается в бизнес.

Более того, всё больше компаний начинают искать конкурентные преимущества в ИТ, в том числе в создании новых сервисов, мобильных и облачных приложений. Поиск этих преимуществ невозможен без технологического лидера и визионера, которыми и становятся современные ИТ-директора и CDO.

2. Это две большие функции. Первая – разработка стратегии получения нового конкурентного преимущества через ИТ. И вторая – оптимизация процессов компании с помощью ИТ-решений, оптимизация транспорта сервисов, услуг, контента для клиентов, поддержка продуктовой стратегии компании инструментами ИТ.

3. Это всегда индивидуальный путь и желание роста. Рынок испытывает бум на ИТ для бизнеса, никогда еще ИТ не были так близко к бизнесу, как сейчас, в результате чего появилось много успешных кейсов, на которых можно учиться. Я верю в самообразование, сейчас нет ограничений в доступе к знаниям.

4. Роль ИТ в современном бизнесе стремительно растет, и часть традиционных функций CIO действительно может уйти подрядчикам и аутсорсерам. Многие компании не просто расширяют штат своих подразделений, а создают инсорсинговые компании для поддержки своих стратегий. Началась война глобальных платформ, все хотят быть на пике технологий, и реализовать задуманное будет трудно без помощи надежных подрядчиков и консультантов, которые профессионально, а не на словах, разбираются в диджитализации.

5. Эти риски сложно оценить. При самом плохом сценарии можно остаться вне рынка, при более мягком – проиграть некоторые позиции более быстрым конкурентам. ИТ-зрелость еще растет, время меняться еще есть, но его уже не так много, как было даже год назад.


Возврат к списку