г.Москва (495)720-65-66openfly@openfly.ru

Учет основных средств организации

Учет основных средств используется для контролирования наличия и сохранности на предприятии оборудования, зданий, сооружений, вычислительной техники и других средств (орудий) труда, используемых в хозяйственной деятельности предприятия для получения экономической выгоды и не предназначенных для перепродажи. К основным средствам, согласно со стандартами, регламентируемыми положением по бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01, "Учет основных средств"), относятся материальные активы, период эксплуатации которых превышает 1 год.

Общая характеристика

Организация учета основных средств включает в себя создание и ведение информационной базы данных, содержащей сведения о наличии, эксплуатации и выбытии основных средств. Для выполнения требований ПБУ 6/01 по организации учета, определению структуры и состава основные средства подлежат группированию согласно с общепринятой классификацией. В зависимости от участия в производственном процессе основные средства различают также на две категории:

  • Производственные средства: машины и оборудование, транспортные средства, многолетние насаждения, хозяйственный и производственный инвентарь, инструмент и т. п.;
  • Непроизводственные средства: больницы, клубы, детские сады, жилые здания, стадионы и т. п.

Аналитическим показателем основных средств выступает коэффициент износа, показывающий степень изношенности материальных активов относительно их первоначальной стоимости. Для определения коэффициента износа используются амортизационные отчисления, уменьшающие налогооблагаемую базу предприятия. Правильность использования лимитов норм амортизации при определении амортизационных отчислений оказывает влияние на справедливость расчета налога на прибыль.

С точки зрения налогового учета (Налоговый кодекс, глава 25) все основные средства различаются на амортизируемые и неамортизируемые. Амортизируемые основные средства в зависимости от срока полезного использования подразделяются на 10 амортизационных групп. Правила формирования учетной информации об основных средствах бизнес-структуры регламентируются ПБУ 6/01.

Ревизия

Для проверки правильности ведения учета основных средств и законности осуществления хозяйственных операций в соответствии с требованиями ПБУ 6/01 и требованиями других нормативных правовых актов, а также для оценки правомерности принятия к учету и правильности документального оформления на предприятиях проводятся ревизии основных средств. Ревизия может осуществляться в качестве отдельной проверки либо в составе комплексных мероприятий по общему инспектированию финансовой деятельности субъектов хозяйствования.

С целью проверки и контроля соблюдения организацией норм финансового права и требований ПБУ в процессе ревизии основных средств осуществляют следующие действия:

  • проверяют наличие, состояние и условия содержания (хранения) основных средств;
  • инспектируют документальное оформление операций по регистрации, перемещению и списанию;
  • проверяют правильность отражения в бухгалтерском учете;
  • осуществляют проверку первоначальной стоимости;
  • проверяют правильность расчета остаточной стоимости;
  • инспектируют расчеты амортизации.

В ходе проведения ревизий устанавливаются факты нарушений действующего законодательства (в т. ч. ПБУ), выявляются недостачи, определяется общее состояние основных средств и выявляется потребность в ремонте либо техническом обслуживании. Ревизия предоставляет собственникам бизнеса возможность получения объективной и достоверной информации о текущем состоянии их собственности. Для упрощения проведения ревизий и увеличения информативности учета основных средств целесообразно использовать специализированные программные продукты, способные в некоторых случаях заменить целый отдел сотрудников.

Автоматизация учета

Автоматизация учета сможет видоизменить всю управленческую деятельность предприятия и вывести ее на качественно новый уровень. Средства автоматизации учета позволяют заменить людей, задействованных в осуществлении однообразных, рутинных и трудоемких операций, специализированными программными комплексами. Многоуровневые иерархические системы способны обеспечить любые потребности организации в фиксации, учете и предоставлении учетно-аналитической информации менеджменту и собственникам предприятия.

Автоматизация учета основных средств

Автоматизация учета основных средств на базе корпоративной информационной системы позволит детализировать учет имущества и учет средств производства и предоставит возможность дополнить учетные регистры обязательного бухгалтерского учета различными информационными данными. Используя инструментальные средства программного обеспечения, в информационной системе по каждому учетному объекту можно вести учет фактической рыночной стоимости имущества, хранить сканированные копии договоров страхования и технической документации, а также фотографии основных средств. При необходимости всегда можно организовать на предприятии метрологический контроль, расчет стоимости ремонтно-восстановительных работ и любой управленческий учет имущества.


Возврат к списку