Новая страница
Основы комплексной автоматизации
Комплексная автоматизация управления предприятием – это процесс создания и внедрения на предприятии учетно-аналитической системы для обеспечения менеджмента организации своевременной информационно-аналитической и методической поддержкой. Основы автоматизации управления предприятием и технологии автоматизации бизнес-процессов базируются на консолидации всех информационных потоков в единой информационной среде и использовании программного обеспечения для уменьшения степени участия сотрудников предприятия в процессе поиска и преобразования рабочей информации, необходимой для контролирования деятельности и принятия важных управленческих решений. Основные задачи автоматизации:
- оптимизация управления предприятием;
- автоматизация операционного учета и контроля;
- организация системы анализа и прогнозирования;
- внедрение систем планирования;
- повышение общей эффективности деятельности.
Цели комплексной автоматизации
Основная цель комплексной автоматизации управления предприятием – создание единой информационной среды, охватывающей все сферы деятельности предприятия и обеспечивающей оперативное предоставление менеджменту организации полной и достоверной информации, на основании которой можно обоснованно принимать любые стратегические и оперативные управленческие решения. Комплексная автоматизация управления деятельности предприятия обеспечивает:
- оперативный контроль текущей деятельности;
- детализированное планирование деятельности предприятия;
- снижение финансовых рисков;
- определение потенциальных возможностей предприятия;
- координацию всех направлений деятельности предприятия;
- возможность прогнозирования развития определенного бизнес-процесса в зависимости от воздействия различных факторов.
Комплексная автоматизация управления предприятием подразумевает минимизацию участия сотрудников предприятия в процессе трудоемкой обработки информационных данных и формирования отчетных форм, необходимых для осуществления контролирования деятельности и принятия управленческих решений. Основная функциональная роль сотрудников предприятия при этом заключается в определении алгоритма обработки исходной информации, фиксации информационных данных в программном комплексе и анализе отчетной информации.
Контроллинг и контроллеры
Контроллинг – это целостная концепция экономического управления предприятием, направленная на выявление рисков, повышение качества управленческих решений и определение потенциальных возможностей предприятия. Контроллинг представляет собою комплексную систему, объединяющую управленческий учет, бюджетирование, оперативное, стратегическое и налоговое планирование, анализ затрат, планирование финансирования и инвестиций, контроль подразделений. Основная цель контроллинга заключается в ориентировании управленческого процесса на реализацию всех целевых задач предприятия и обеспечение максимальной рациональности управленческой деятельности.
Система контроллинга
Общей целевой задачей построения системы контроллинга является обеспечение контролирования всех аспектов текущей деятельности и увеличение эффективности управленческих действий. Для простого решения этой задачи требуется наличие целостной управленческой автоматизированной системы, функционирующей по четко установленному алгоритму. Принцип построения системы, конкретные задачи автоматизации, степень автоматизации, план автоматизации и выбор технологии автоматизации зависит от специфики деятельности организации и от конкретно поставленных целевых задач. При этом объект автоматизации может быть представлен в виде отдельного бизнес-процесса либо в виде целой категории управления: персонал, клиенты, поставщики, логистика, маркетинг, инвестиции и др.
Характеристики контроллинга
Система контроллинга является хорошим инструментальным средством управления предприятием. В качестве целевой задачи организации для формирования системы контроллинга может быть: снижение финансовых рисков, организация системы согласований, контролирование этапов производства, организация эффективной системы учета. Виды и обозначения характеристик контроллинга:
- виды контроллинга: стратегический, оперативный (краткосрочные задачи);
- обозначения ролевых аспектов: маркетинговая схема контроллинга, технологическая схема контроллинга, метрологическая, финансовая или юридическая схема контроллинга;
- обозначения формы контроллинга: мониторинг, аудит, экспертиза;
- контроллеры: руководители, исполнители;
- обозначения методов анализа: экстраполяционный метод, метод экспертных оценок.
Экстраполяционный метод анализа информационных данных обеспечивает контролирование отклонений результатов фактической деятельности от плановых показателей.
Контроллеры
Контроллеры учетно-аналитической системы – руководители и сотрудники предприятия, отвечающие за определенное направление деятельности либо исполнители конкретных поручений и задач. Функциональная схема построения управленческого процесса и план автоматизации зависят от организационной структуры предприятия. В общем случае комплексная автоматизация должна обеспечивать:
- высшее руководящее звено значимой информацией, необходимой для финансово-экономического прогнозирования, стратегического планирования и объективного анализа текущей финансово-хозяйственной деятельности;
- руководящее звено среднего уровня оперативной информацией, необходимой для составления оперативных планов, согласования и координации текущей деятельности предприятия;
- исполнителей методической и оперативной информацией, необходимой и достаточной для выполнения ими своих функциональных обязанностей.