г.Москва (495)720-65-66openfly@openfly.ru

ERP не мозг компании, а ее отходы

25.10.2007
Официально до 25% внедрений считаются неудачными, неофициально до 50%, в 80% случаев готовый модуль ERP требует доработки и внедрений, до 20% закупаемых лицензий даже не устанавливаются на рабочие места. В процессе внедрения ERP увольняются квалифицированный персонал компании от рядовых пользователей до директоров. Один из мифов, что внедрение приводит к сокращению штатов. Реально же на 3 пользователей приходится 1 сотрудник обслуживающего персонала. Ввод полной информации требует приема на работу операторов. Объем информации резко увеличивается, что приводит к крайней востребованности бизнес-аналитиков. Компания как живой организм постоянно меняется, что приводит к потребности доработки автоматизированной системы и соответствующих специалистах. В результате внедрения компания-заказчик вместо своей архитектуры получает бизнес-логику программы.

Все это приводит к тому, что вместо управляющей структуры внутри компании, получается монстр, пожирающий ресурсы. Политкорректно перефразирую предтечу opensource: ERP это не мозг компании, а ее отходы. Очевидно, что высокая выбраковка системы говорит о том, что концепция ERP еще не устоялась, а системы класса ERP представляют собой переходное звено к системе высшего уровня, т.е. мы ждем появления новой архитектуры. За текущей архитектурой стоят такие гранды IT-технологий как Microsft и Oracle.
Кто будет стоять за новой архитектурой?

Какие будут требования к постERP:

1. Риск неудачного внедрения должен быть минимальным.
2. Финансовые потери от неудачного внедрения должны быть сведены к минимуму.
3. Система должна быть готова к работа после установки.
4. Стоимость обслуживания системы должна быть минимальна или относится на сопутствующие услуги.

Простое очевидное решение – это жесткий государственный стандарт, возможно даже на уровне регламентации работы ERP вплоть до структуры базы данных и форм операционных документов, а также с описанием наборов бизнес-процессов. Но это вариант один из самых худших (как пример: стандарт на акцизы), хотя внесение стандарта упорядочивает структуру.

Абстрагируясь, можно заметить парадоксальный факт, что современные бухгалтерские программы, такие как 1С8 или Турбо 9 более инновационные, чем западные ERP. Например, изменение в законодательстве отечественных программах появляется за месяц до утверждения, а в западных ERP, работающих в России, только через полгода. Внутренние генераторы отчетов указанных бухгалтерских программ дадут фору многим специализированным приложениям, обслуживающих ERP.

Попытки преодолеть кризис безусловно принимаются. В первую очередь это SOA (сервисно-ориентированная архитектура) и SaaS (программное обеспечение как сервис). SOA легко представить на следующем примере: редактирование отсканированного документа, где сканирует одна программа, редактирует другая, а сам документ хранится в учетной системе. Таким образом, за каждое действие отвечает специализированное приложение (сервис). SaaS — это программное обеспечение по запросу или предоставление его в аренду.

Какое может быть решение по указанным требованиям к автоматизированной системе? Риск неудачного внедрения до безопасного уровня можно снизить можно только в том случае, когда программа и бизнес-процессы компании стандартизированы. Потери от неудачного внедрения и использования неподходящего программного обеспечения можно минимизировать путем отказа от закупок лицензий и собственно внедрения. Отказ от закупок лицензий можно осуществлять двумя способами: переходом на opensource ERP или взять ПО в аренду. Во втором случае, часто сумма годовой лицензии может превышать цену лицензии. Содержание штата программистов можно избежать, если использовать аутосоринг, причем как специалистов, так и серверов.

Таким образом, минимальные издержки можно достигнуть, используя расположенное вне компании программное обеспечение, в идеале на базе OpenSource ERP/CRM , и находящееся на обслуживание у сторонней организации. Соответственно для этих целей нужна коммерческая OpenSource ERP с веб-интерфейсом. Сейчас самое массовое OpenSource — это Compiere ERP вместе с ответвлением Adempiere.

Надо понимать, что стандартизация и OpenSource ERP сами по себе не решают задачи минимизации рисков и расходов. Работая в сегменте автоматизации среднего и крупного бизнеса многие разработчики и внедренческие фирмы не задумываются об создании коробочного продукта, мотивируя, что каждый заказчик индивидуален и соответственно требует под себя заказные разработки, а между тем именно стандартизация — самый легкий способ снижения себестоимости внедрения. Новое решение должно быть коробочным и готовым к эксплуатации после установки, и оно соответственно должно быть стандартом ведения учета.

Наши размышления не носят какой-то исключительный и умозрительный характер и должны проверяться опытными данным. Можно ли увидеть ростки системы высшего порядка сейчас? Действительно есть такой пример. На базе OpenSource Compiere ERP было создана новая система OpenBravo ERP на деньги испанского государства. В Openbravo сделан акцент на веб-интерфейсе. В 2006 OpenSource OpenBravo ERP получил название лучшего инновационного продукта в Испании. В 2007 этот проект признан лучшим opensource для бизнеса. Чем Россия хуже Испании?

Возврат к списку