г.Москва (495)720-65-66openfly@openfly.ru

Новая страница

Позиционирование OpenSource ERP/CRM в России

21.09.2007 На фоне укрупнения компаний за счет покупки более слабых участников многие компании-разработчики открывают исходный код своих продуктов для выживаемости на фоне компаний-грандов. OpenSource ERP/CRM для конечных пользователей дает уверенность в долгом существовании продукта, а для сторонних разработчиков резко снижает себестоимость своих продуктов или внедрений в некоторых случаях даже лучшей изначальной функциональностью. Доля на западном рынке OpenSource ERP/CRM непрерывно растет и сейчас составляет 12-14% (http://www.osp.ru/cio/2007/04/4151960/ ). Отечественный рынок по своим тенденциям запаздывает на 3-10 лет, укрупнения бизнеса за счет поглощения не происходит, идет медленное вытеснение небольших компаний разработчиков. Перевод же продуктов на opensource единичен, например, компания Naumen со своим продуктом NauDoc (http://naudoc.ru/ ), что связано с ее активной позицией на западном рынке. Также можно отчетливо выделить движение в сторону SaaS (программного обеспечения как сервис) — программы по запросу или в аренду в виде размещения серверов в интернете или ограниченной лицензии на определенной срок. Здесь отставание отечественного рынка несколько ниже. Имеются интернет-сервера, а, например, на рынке бухгалтерских программ БухСофт (http://www.buhsoft.ru/ ) не продает программу, а предоставляет ее в использования на год, а Турбо 9 (http://turbo9.ru/ )можно использовать программу (покупать лицензии) помесячно. Что касается предоставление услуг через интернет, то в России работают много компаний в сегменте crm-on-demand, что связано со стандартизацией программ такого класса в отличии от ERP, где необходимо внедрение. Таким образом, наблюдается тенденции в сторону коммерческого opensource с переходом на идеологию SaaS. Рассматривая количественно и исходя из объема рынка в 300 млн долл в 2006 году, может оценить размер рынка opensource к 2010 году. Ориентировочно он будет составлять 10-15% и равняться 50-70 млн долл.

В первую очередь, OpenSource ERP/CRM позиционируется для малого и среднего бизнеса. Сфера услуг и торговля — наиболее простые и массовые формы автоматизации, под них больше готовых решений. Это же и относится к сегменту opensource, который стремится стать массовым и дешевым. Промышленные и специализированные участки автоматизации требуют особых форм автоматизации, чаще всего уже опробованных. В этом сегменте рынка OpenSource слабо конкурентен по сравнению с коммерческими специализированными приложениям. В силу распространения через интернет opensource решения оптимизированы для работы в нем, поэтому они оптимально подходят для сервис-провайдеров и электронной коммерции.

Считается, что управленческий учет в малом бизнесе монополизирован 1С и MS Office. Качество автоматизации крайне низкое и связано с использованием непрофильного программного обеспечения или собственных разработок. Потянуть же специализированное программное обеспечение не хватает средств. Сегодня сегмент малого бизнеса заинтересован в управленческих решениях с низкой стоимостью. Низкая стоимость достигается ли за счет использования opensource для бизнеса (коммерческий) или арендованного программного обеспечения. Также надо учитывать, что малый бизнес не может содержать штатных IT-специалистов. Оптимальным решением становится использование интернет-сервисов, по крайней мере, для IT-развитых регионов.

Средний бизнес также заинтересован в снижении стоимости владения автоматизированной системы. Многие компании, стремясь минимизировать стоимость внедрения и повысить настраиваемость под себя системы, приступают к автоматизации собственными силами. В этом случае бизнес-решения или бизнес-конструкторы на базе opensource становятся оптимальным решением. Открытость кода, легкость доработок и наличие открытых форумов и документации позволяют вкупе с отсутствием лицензий при наличие грамотных программистов качественно и недорого создать собственную ERP, заточенную под собственную компанию, причем при ротации программистов новых, знакомых с системой можно найти на рынке труда. При внедрении коммерческого opensource при прочих равных условиях (функциональность и стоимость специалистов по внедрению) ТСО оказывается ниже за счет отсутствия лицензий, цена которых в среднем составляет около 30% от внедрения. Часто средний бизнес не может себе позволить содержать штат программистов. Исходя из зарплаты в 2000 долл в Москве, содержание штата из 3 программистов обойдется больше 2 млн руб в год. В этом случае выгодным становится использование интернет-сервисов. Себестоимость же интернет-сервис напрямую зависит от стоимости программного обеспечения, поэтому сервисы на базе opensource будут иметь более низкую стоимость.

Разработчики прикладного уровня заинтересованы в снижение себестоимости продукта, что достигается отсутствием лицензий платформы в цене конечного продукта. Зачастую функционала платформы не хватает для реализации приложений, открытый код позволяет улучшить ситуацию. Opensource решения — кросс-платформенные и имеют веб-интерфейсы, что увеличивает сферу использования конечных приложений. Оптимальным решением для сторонних разработчиков становится бесплатная открытая платформа с возможностью создания закрытых коммерческих приложений.

Русскоязычный интернет и коммерческий opensource представляет собой единое информационной пространство. Техническая поддержка по opensource решениям на зависит от страны и может быть оказана в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, Латвии и т.д. Среди OpenSource ERP были рассмотрены возможности использования на территории бСССР таких как OpenPro (http://www.openpro.com/ ), OpenMFG (http://www.openmfg.com/ ), TinyERP (http://tinyerp.com/ ) и Compiere (http://compiere.com/ ) с ответвлениями Adempiere (http://adempiere.com/) и OpenBravo (http://openbrvo.com/ ). Самая массовая OpenSource ERP на западном рынке Compiere и его форки Adempiere и OpenBravo имеет наибольшее представительство в русскоязычном интернете. Из остальных только TinyERP имеет сайт в русскоязычном интернете. На Compiere и Adempiere было около двух десятков внедрений, в сообщество Adempiere входят русские разработчики. TinyERP и Compiere/Adempiere хорошо русифицированы, но не поддерживают российское законодательство.

Среди OpenSource CRM обследовались SugarCRM (http://sugarcrm.com/), CentricCRM (http://centriccrm.com/), Vtiger (http://vtiger.com/) и OpenCRX (http://opencrx.com/). Все системы русифицированы. Наибольшую функциональность как готовое решение имело Vtiger CRM, однако для создания собственного коммерческого CRM больше подходит SugarCRM, который имеет большое количество сторонних модулей. В этом случае необходимо дописывать свой финансовый модуль для SugarCRM OpenSource, который учитывал особенности законодательства. По SugarCRM действует украинский форум, а также сделан коммерческий сервис крупного отечественного ит-разработчика (http://www.crm-on-demand.ru/) . На базе Vtiger также действует коммерческий сервис (http://vtiger.ru/), но он поддерживается русскоязычным сообществом.

В 2007 году в русскоязычном интернете наблюдается всплеск интереса к OpenSource ERP/CRM, было открыто столько же сайтов, сколько за весь предыдущий период. Традиционно OpenSource ERP/CRM поддерживают гранды ИТ-технологий IBM, Oracle, Sun. В последнее время к свободному программному обеспечению проявляют интерес государственные структуры. Для малого и среднего бизнеса OpenSource интересен низкой общей стоимостью владения и открытостью кода. Современные OpenSource CRM и ERP обладают высокой функциональностью и хорошей маштабируемостью, позволяющей одновременно работать от 100 и более пользователей.

Компания Гольдберг-Софт будет поддерживать развитие OpenSource ERP/CRM, как открытых продуктов, так и закрытых коммерческих разработок. Гольдберг-Софт создает отдел внедрения Compiere/Adempiere и инвестирует средства в создание локализованной версии Adempiere (http://www.goldberg-soft.ru/news/ksssnews/info/i/newsblock/1356). Гольдберг-Софт будет рекомендовать Adempiere/Compiere ERP и SugarCRM OpenSource своим клиентам и партнерами. Гольдберг-Софт имеет более 5000 клиентов и собственную партнерскую сеть более 100 участников, кроме того входит в партнерские аудиторско-консалтинговые сети дружественных компаний, насчитывающих до 2000 членов.

Возврат к списку